Дорогие Акционеры, уважаемые Инвесторы!
2023 год выдался очень успешным для ПАО «ЕвроТранс». Его даже можно смело назвать: «самым успешным в нашей истории». Наша выручка и EBITDA по сравнению с 2022 годом выросли почти в два раза, до 126,8 млрд рублей и 12,3 млрд рублей соответственно. Чистая прибыль утроилась и составила 5,2 млрд. рублей. Итоги оказались выше наших планов, в которых отражались целевые значения: 91 млрд рублей выручка; 9,4 млрд. рублей EBITDA; 3,4 млрд рублей чистая прибыль.
Мы начали год с привлечения облигационного займа с целевым характером: закупка нефтепродуктов. В тот момент сложилась очень низкая закупочная база на рынке нефтепродуктов и по нашим аналитическим прогнозам к лету цены должны были вырасти. Именно эту мысль я не раз доказывал в рамках своих выступлений в начале года. Прогнозы оправдались, и рынок даже столкнулся с кризисом на топливном рынке в сентябре 2023 года. Здесь наши эффективные закупки не только сыграли ключевую роль в формировании итоговых показателей, но и оказали помощь всему рынку. Кризисы, к слову, на топливном рынке периодически случаются, и спасибо Правительству Российской Федерации за готовность к таким явлениям и своевременно принятые меры. Они были необходимы и оправданы.
Последовательно двигаясь к открытости, мы стали Публичным акционерным обществом. В ноябре мы завершили IPO, разместив акций на 13,3 млрд. рублей и проведя самое крупное российское IPO 2023 года. На всех встречах и выступлениях мы заверяли инвесторов, что это проект CASH-IN. Все деньги были направлены на развитие бизнеса ПАО «ЕвроТранс». В результате, балансовая стоимость наших активов по итогам года превысила 84 млрд. рублей, а показатель долг/EBITDA даже с учетом долгосрочного лизингового договора снизился до уровня 3,02 (против 4,50 годом ранее).
Основным направлением развития на перспективе до 2027 года является создание 63 универсальных комплексов, обеспечивающих не только классические заправку дизельным и бензиновым топливом, но и заправку трубным и привозным газом, быструю электрозарядную инфраструктуру. Торговые залы на всех комплексах существенно расширятся, появится еще больше мест в зоне кафе, увеличится предлагаемый ассортимент. И наша традиционно сильная позиция—сопутствующий сервис, станет еще сильнее.
Будущее за электротранспортом. О преимуществах электромобилей уже написано очень много. Трудно переоценить тот экологический эффект, который оказал бы переход на электротранспорт в городах. Мы бы забыли с Вами что такое смог, грязный воздух, постоянная необходимость отмывать черные от копоти окна квартир. Однако, покупка электромобиля на сегодняшний момент сопряжена с постоянным дискомфортом электрозарядки. И дело не в том, что не хватает мест, где зарядить машину. Такие места появились, пусть и для перспективного развития в ничтожно малом количестве. Дело в том, сколько времени эта процедура занимает и в каких условиях проходит. Зарядка занимает час и более, а владелец дорогого электрокара вынужден проводить это время в ожидании, порой просто тратя его впустую, слушая музыку в машине.
Не случайно Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2022г. № 129 «О внесении изменений в раздел II перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» определено понятие быстрой электрозарядки—это электрозарядная станция, мощностью не менее 150 кВт. Именно такие станции способны сократить процесс пополнения энергии до 15-25 минут. И все же, сравните со среднем временем заправки—7 минут. И 7 минут, включают в себя покупку кофе, изучение ассортимента супермаркета при АЗС. А ведь при рутинном использовании электромобиля, такую процедуру нужно будет проводить 2-3 раза в неделю. Абсолютно недостаточно просто разместить быстрые электрозарядные станции! Надо еще создать комфорт для клиента на 15-25 минут времени зарядки. Клиент должен чувствовать, что процедура не столь обременительна, что он не теряет зря время, а просто отдыхает, используя небольшой перерыв. А ведь еще есть проблема разъемов! На сегодняшний день их три основных: GB/T, CCS 2, CHAdeMO. Как с этим разобраться, если ЭЗС расположена где-то в городе без обслуживающего персонала? Когда человек привык к конкретной точке—понятно. А если это экстренная необходимость зарядиться в новом месте? Нужен квалифицированный персонал, который решит все эти стрессовые вопросы. И наконец, тема безопасности. Как обеспечить безопасность электрозарядки, если такая станция не подразумевает наличие квалифицированных специалистов находящихся непосредственно у точки. Именно на решение этих актуальных задач направлены основные инвестиции.
И при всем при этом, Группа ПАО «ЕвроТранс»-это не только розничная продажа топлива. 72% продаж в 2023 года обеспечены другими сегментами бизнеса: оптовым продажами, хранением нефтепродуктов, услугами перевозки, услугами и сервисами по ремонту транспорта и консультациями, продажами продукции производства собственного завода, выпускающего стеклоомывающую жидкость и продажами собственной фабрики-кухни, производящей полуфабрикаты для реализации (в том числе на Автозаправочных Станциях).
Важнейшим направлением для нас является развитие собственного топливного интегратора. Наша карта ТРАССА сегодня принимается на 8 000 АЗС по всей России (в 75 регионах), в Казахстане и Беларуси. Это направление будет укрепляться, как с точки зрения отдельного бизнес-сегмента, так и с точки зрения информационных технологий, которым в ПАО «ЕвроТранс» уделяется особое, эксклюзивное внимание. Ведь мы не просто создаем и управляем программным продуктом. Этот программный продукт должен надежно, без сбоев, работать с топливно-раздаточными колонками, с электрозарядными станциями, с газовым оборудованием, обеспечить эффективное функционирование Нефтебазы.
Все это благодаря Вашей поддержке, дорогие акционеры, неизбежно приведет нас к успеху. Я верю в это, потому что изо дня в день вся наша команда, 24 часа в сутки работает на созидание для всех нас. И спасибо Вам, родные мои акционеры, что Вы стали частью этой команды. И конечно, как и все Вы, я очень переживаю за курс наших акций. И, конечно, меня расстраивает такая заниженная оценка нашей работы открытым рынком. Ну и что же! Значит мы плохо донесли рынку преимущества ПАО «ЕвроТранс». Но информация о качестве нашей работы все равно распространится по рынку и сформирует справедливую стоимость. Можно сколько угодно обижаться, на инвесторов, которые «шортят» наши акции. Однако, вряд ли такие инвесторы просто появились из вредности. В чем-то они не убедились, поверили неверным слухам и красивым тезисам, еще не разглядели перспективы, еще не оценили по достоинству наш успех. Наша же задача—усердно работать, созидать, обеспечивать дивидендную доходность акционеров. По итогам 2023 года Совет директоров будет рекомендовать распределить 79% чистой прибыли и выплатить 16,72 рубля на одну обыкновенную акцию в дополнение к 8,88 рубля на одну акцию выплаченным ранее. Итого 25,60 рубля за год. Мы молодая публичная компания, но мы компания в которой совместно работает костяк профессионалов вот уже на протяжении более 25 лет. И мы потом и кровью зарабатывали каждый рубль. И куда более важно, искренне старались созидать во благо наших клиентов—а это миллионы людей пользующихся автомобильным транспортом. И когда рынок обратит внимание на постоянный рост наших операционных и финансовых показателей, он по достоинству оценит и курс наших акций. Верю в это, убежден в этом.
С глубоким уважением,
Генеральный директор ПАО «ЕвроТранс»,
ОЛЕГ АЛЕКСЕЕНКОВ